Рекомендации родителям слабослышащих детей в начальной школе

1.      Важно знать, что одной из главных задач развития ребёнка с нарушением слуха является формирование словесной речи как средства общения.

2.      Необходимо помнить о том, что развитие слуха ребёнка должно проходить на каждом этапе  его жизни (в учебной деятельности, игре, в повседневном общении).

3.      Окружите ребёнка миром звуков, ведь малышу так важно услышать и познать мир.

4.      Желательно протезировать  на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи

5.      Каждым своим действием побуждайте ребёнка к речевому общению, следите за правильным произношением.

6.      Проведение специальных занятий с сурдопедагогом (учителем слухового восприятия и произношения) – путь к успеху. Но не забудьте, что именно вы являетесь главным помощником на этом пути, а вашим помощником – сурдопедагог. Проводите коррекционную работу с  первоклассником ежедневно.

7.      Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам, тем лучше у него будет получаться.

 

Рекомендации педагогам слабослышащих школьников

1.      Соблюдение шумового режима – создание условий для вычисления слабослышащими детьми нужной речевой информации.

2.      Со слабослышащими детьми говорить четко, выразительно, избегая скороговорок, создавать условия для переспроса, для уточнения понятого.

3.      Не рекомендуется вести объяснения, передвигаясь по классу, поворачиваясь к ученикам в профиль.

4.      Постоянная работа над пониманием речи окружающих, прочитанного текста, объяснения учителя.

5.      При возникновении затруднений в решении познавательных задач на абстрактно-логическом уровне подключать наглядность (т.е. мышление со словесно-логического уровня переводится на наглядно-образное или наглядно-действенное).

6.      В обучении слабослышащих используем четкое структурирование учебного материала, использование структурно-логических схем, опорных конспектов, помогающих в выделении существенного, и в развитии произвольной памяти.

7.      На уроках совместного обучения выделяют 3 – 5 мин. на индивидуальную работу (проверка индивидуального задания, предупреждения неправильных действий).

8.      Максимально приспособить школьную среду к нуждам и потребностям слабослышащих детей, сделать ее комфортной, создавать адекватное познавательное пространство.

9.      Соблюдать в обучении принцип перехода от легкого к трудному.

10.  Учить пользоваться специальными приемами запоминания.

11.  Стимулировать интерес к обучению (использовать разнообразные виды работ, давать оценку работы ребенка и т. д.)

12.  Разговаривать с ребенком громко, чтобы он мог использовать остаточный слух.

13.  Учитель-дефектолог осуществляет просветительскую работу с учителями о языковых трудностях и особенностях слухо-зрительного восприятия слабослышащими учебного материала.

14.  Овладение (при необходимости) родителями и учителями жестовым языком и дактилем.

15.  Учитель во время уроков осуществляет беглую коррекцию произношения слабослышащего ребенка

 

Рекомендации школьникам

Девять заповедей Мнемозины

1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.

2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:

4. 1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".

5. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.

6. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

7. Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.

8. Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".

9. Настоящая мать учения не повторение, а применение.

10. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".

 

Как совершенствовать свои способности

1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.

2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.

3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.

4. Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

 

Как управлять своими эмоциями

1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".

2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

 

Рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам

Как подготовиться психологически к экзамену:

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие

Если трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления

Режим дня:

Питание

Питание должно быть 3-4-х разовым, калорийным и богатым витаминами.

Употребляй:

 

Планирование

В плане на каждый день определите, что именно сегодня необходимо изучить

Некоторые закономерности запоминания

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение

Запоминается то, что понятно

Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу

Лучше тратить время на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение

Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА…

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…попался вопрос, по которому вы можете сказать совсем немного

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…на полуслове забыли о чем говорили

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…вас не слушают

… вы оговорились, все стали смеяться

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…вы ошиблись

…вам снизили оценку

 

При работе с рекомендациями были использованы материалы из сайтов:

http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/65-exam-preparation/146-how-to-better-prepare-for-exams

https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2011/11/09/rekomendatsii-dlya-roditeley-slaboslyshashchikh

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/riekomiendatsiipiedaghoghamrabotaiushchiiesoslaboslyshashchimidietmi

http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1230-psixologo-pedagogicheskie-rekomendaczii-po-integrirovannomu-obucheniyu-slaboslyshashhix-shkolnikov

http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/66-recommendations-students-from-the-psychology/430-memo-students-from-psychology

Оригиналы материалов были использованы без изменений и поправок.